ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2008-2012 ГОДЫ"
(утверждена Закаоном Калужской области от 27 декабря 2007 г. № 390-ОЗ)

ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ"

Наименование
Заказчики Министерство экономического развития Калужской области (координатор). Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. Министерство природных ресурсов Калужской области
Разработчик Рабочая группа, созданная распоряжением
Губернатора Калужской области от 29.10.2007
N 131-р
Дата принятия решения о разработке Распоряжение Губернатора Калужской области от 29.10.2007 N 131-р "О разработке областной целевой программы "Развитие строительного комплекса Калужской области на 2008-2012 годы"
Цель программы Развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности, с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов
Задачи программы - Формирование предложения современных конкурентоспособных строительных материалов, полностью удовлетворяющего потребность строительного комплекса в материалах, изделиях и конструкциях;
- создание условий для перспективного развития организаций строительного комплекса с использованием местных ресурсов, в том числе в южных и западных районах области
Целевые показатели и индикаторы Наименование показателя Изменения по годам
2008 2009 2010 2011 2012
Удовлетворение потребности строительного комплекса области в материалах, изделиях
и конструкциях региональных производителей (в % к спросу)
85 86 100 100 100
Сроки и этапы реализации 2008-2012 годы
Перечень основных мероприятий - Организационная и информационная поддержка развития строительного комплекса в Калужской области;
- содействие перспективному развитию предприятий строительного комплекса в Калужской области;
Объемы финансирования    Всего,
тыс. руб.
В том числе по годам
2008 2009 2010 2011 2012
Областной бюджет 43500 - 12750 17400 10350 3000
Ожидаемые результаты - Увеличение объемов производства качественной продукции строительного назначения в соответствиис ростом объемов строительно-монтажных работ;
- увеличение объемов производства железобетонных изделия, изделий крупнопанельного домостроения, полнокомплектных домов из древесины;
- создание новых рабочих мест преимущественно в южных и западных районах области за счет развитияпроизводств строительных материалов на местной сырьевой базе;
- рост налоговых поступлений в бюджетную систему
Система организации
контроля за исполнением
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33 (в редакции от 17.10.2007 N 390)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

Строительство относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социально-экономических задач развития Калужской области. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2007 год перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача по обеспечению строительства не менее 1 кв. м жилья на гражданина России в год. Это предъявляет повышенные требования ко всем структурам, связанным с реализацией этого направления, в том числе к организациям строительного комплекса.

В Калужской области по итогам 2006 года объем введенного жилья составил 0,26 кв. м на одного жителя, когда в Российской Федерации - 0,35 кв. м и в Центральном федеральном округе - 0,47 кв. м. Таким образом, необходимо в кратчайшие сроки обеспечить четырехкратное увеличение объемов жилищного строительства в Калужской области.

Достижение заданного уровня возможно при условии инициирования реального спроса на жилье, широкомасштабного привлечения инвестиций на создание современных производств строительных материалов, изделий и конструкций, использования инновационных разработок в строительном комплексе, рационального и комплексного использования природных ресурсов.

В Калужской области действует более 150 предприятий промышленности строительных материалов, которые имеют производственные мощности по выпуску железобетонных изделий, стеновых материалов, пиломатериалов, столярных изделий, плитки керамической, нерудных строительных материалов, извести, лакокрасочных и других изделий.

После наблюдавшегося в начале 90-х годов прошлого века падения объемов производства строительных материалов в последние годы наблюдается его устойчивый рост, а в 2006 году этот показатель составил 122% к уровню предыдущего года.

В результате реализации инвестиционных проектов производственные мощности по выпуску стеновых материалов за последние два года увеличились на 30%. В этот период на калужских предприятиях строительной индустрии наращивались мощности и внедрялись новые технологии производства строительных материалов. Например, ООО "Строительная керамика" (г. Таруса) организовало производство 15 тыс. куб. м пенобетонных блоков в год, ООО "Трансстроминвест" филиал "Калужский завод стройматериалов" (пос. Товарково) - 20 млн. шт. керамического кирпича, ООО "Медынский завод стеновых материалов" (г. Медынь) приступило к созданию мощностей по выпуску стеновых блоков в объеме 45 млн. шт. условного кирпича. Совершенствовалось также производство железобетонных изделий. Так, ОАО "Калужский завод ЖБИ" (г. Калуга) освоило выпуск пустотелых плит перекрытия по бельгийской технологии, которая позволяет производить качественные изделия для зданий самых разнообразных конструкций.

Развивалось производство комплектов малоэтажных домов. Например, фирма ЗАО "Изолюкс" (г. Калуга) выпускает и возводит 1-, 2-этажные жилые дома с использованием сэндвич-панелей. Стоимость таких домов, сданных "под ключ", на 30% ниже, чем при строительстве из кирпича. В настоящее время данная фирма может строить по индивидуальным заказам калужан жилые дома общей площадью 20 тысяч кв. м в год. Продолжает активную инвестиционную политику ЗАО "Кировский стройфарфор" (г. Киров) - в 2006 году запущена линия по производству керамической плитки для пола с годовым объемом выпуска - 1600 тыс. кв. м.

Выпуск основных видов продукции строительных материалов

Наименование строительных материалов Единица
измерения
Объем выпуска по годам
2005
(факт)
2006
(факт)
2007
(оценка)
Сборные железобетонные конструкции и изделия тыс. куб. м 127,7 145,6 160
Стеновые материалы, всего млн. шт.
условного
кирпича
243 249 280
В том числе:
- кирпич строительный -"- 218,3 224,2 254
- стеновые блоки -"- 25 25 26
Изделия крупнопанельного домостроения тыс. кв. м 14,6 24,3 24,5
Известь строительная тыс. т 23,9 26,1 27
Пиломатериалы тыс. куб. м 165 205 205

Необходимо отметить, что часть выпускаемой в области строительной продукции находит потребителей за пределами области. Так, около 40% стеновых материалов и железобетонных изделий, производимых в области, поставляется в другие регионы, большей частью в Москву и Московскую область. Аналогичная ситуация наблюдается при производстве и реализации строительных материалов из древесины. Причиной этому являются более выгодные предложения со стороны потребителей московского региона на приобретение строительной продукции, связанные с высоким спросом на строительном рынке.

По экспертной оценке, при самых благоприятных условиях спроса и существующих мощностях предприятия строительной индустрии области могут обеспечить материалами и конструкциями ежегодное строительство жилья общей площадью около 450 тысяч кв. м.

Вместе с тем ассортимент и качество отдельных видов строительных материалов не удовлетворяют современный спрос. Высокая степень физического и морального износа основных фондов производителей строительных материалов в области негативно сказывается на конкурентоспособности их продукции. Кроме того, в настоящее время происходят изменения в структуре потребности в строительных конструкциях и материалах. Это прежде всего связанно с реализацией новых технологий по строительству зданий и сооружений, включая жилые дома, переходом к монолитным, комбинированным и каркасным системам домостроения.

В связи с этим стоит задача по дальнейшему привлечению инвестиций в развитие строительной индустрии области, совершенствование структуры производства строительных конструкций и материалов.

Основанием для развития стройиндустрии является наличие в области больших запасов сырьевых ресурсов (строительного камня, песка, глины, известняка, а также древесины) для производства экологически чистых строительных материалов.

Состояние сырьевой базы наиболее востребованных
строительных материалов

Виды полезных
ископаемых
Количество
месторождений
Запасы полезных
ископаемых
Всего В т.ч.
разрабатываемые
Всего В т.ч.
разрабатываемые
Глины кирпичные,
млн. куб. м
85 16 177,8 23,3
Глины керамзитовые,
млн. куб. м
17 2 60,5 6,2
Пески строительные
силикатные, млн.
куб. м
73 24 144,2 61,3
Пески стекольные,
млн. куб. м
9 1 12,2 2,4
Пески формовочные,
млн. т
6 0 73,3 0
Песчано-гравийные
смеси, млн. куб. м
55 16 93,3 30,8
Камни строительные,
млн. куб. м
62 14 487,0 226,7
Мел, млн. куб. м 8 1 6,3 0,2
Минеральные краски,
млн. т
3 0 0,5 0
Гипс, млн. т 1 0 234,3 0
Песчаники (камни
строительные), млн.
куб. м
1 0 0,05 0
Трепел, млн. куб. м 16 2 152,9 4,1

Учитывая состояние сырьевой базы, в области ведется работа по созданию новых конкурентоспособных производств. Например, реализуется проект компании "Лафарж" (Франция), которая в 2007 году приобрела право пользования недрами Борщевского комплексного месторождения в Ферзиковском районе. В 2011 году компания намерена построить завод первоначальной мощностью 1,8 млн. тонн цемента в год, что полностью удовлетворит региональный спрос в данном строительном компоненте.

Другое важное направление развития строительной индустрии - производство стеновых материалов. Так, ООО "Индустриальная строительная компания" намерено организовать крупное производство кирпича, а группа компании "TEREX" - завод по производству газобетона.

Значительные резервы для увеличения темпов строительства жилья имеются при широкомасштабном развитии современного крупнопанельного домостроения. Стоимость квартир в крупнопанельном доме на 20-25% ниже, чем в кирпичном. В середине 80-х годов прошлого века домостроительные комбинаты области производили ежегодно комплекты жилых домов общей площадью около 500 тыс. кв. м. За этот период объемы крупнопанельного домостроения снизились в 20 раз. Причина заключалась в низком спросе на крупнопанельные дома из-за сложившихся стереотипов об их недостаточной комфортности. Вместе с тем на Калужском домостроительном комбинате осваиваются новые серии крупнопанельных домов, не уступающих по комфортности жилью из кирпича.

Большую перспективу приобретает сборно-монолитное каркасное домостроение, которое по сравнению с панельным домостроением имеет низкий расход металла (на 20-30%) и железобетона (на 25-35%), а также меньшую стоимость возведения коробки здания (на 10-20%). Производством сборно-монолитных каркасов разных конструкций в области для многоэтажных домов, коттеджей намерено заниматься ОАО "Группа Компаний ПИК" (г. Москва). Данная программа будет осуществляться на базе производственных комплексов ООО "СтройИнвест" (г. Калуга) и ООО "НСС" (г. Обнинск).

В Калужской области имеется значительный потенциал для дальнейшего развития малоэтажного домостроения с использованием древесины. Расчетная лесосека области составляет 2432 тыс. куб. м, из них только 2,5% от общего ее объема передано в аренду организациям. На территории области функционируют десятки малых предприятий, специализирующихся на производстве деталей деревянного домостроения. Ими производятся столярные изделия, детали стен, пиломатериалы. Однако в области недостаточно организаций, производящих из древесного сырья полнокомплектные деревянные дома по индивидуальным заказам потребителей.

В связи с этим актуальное значение приобретает организация производств полнокомплектных деревянных домов, базирующихся на собственных лесных ресурсах. Например, Калужская деревообрабатывающая фирма "Лес" планирует организовать производство жилых деревянных домов общей площадью 25-30 тыс. кв. м в год. Стоимость деревянного дома, элементы которого произведены индустриальным методом, будут на 30-40% ниже, чем при строительстве его из кирпича.

Актуальное значение имеют мероприятия по развитию других направлений строительной индустрии, в том числе по строительству завода по изготовлению черепицы для малоэтажных домов, по разработке месторождения гипса для строительства на его базе завода по производству гипсокартона и т.д.

Перечень организаций, выразивших намерения по созданию новых и увеличение существующих мощностей по производству строительных материалов на территории Калужской области на стадии разработки программы, представлен в приложении N 1.

Следует отметить, что около 90% действующих и новых мощностей по производству строительных материалов и изделий запланировано к развитию в северной и центральной части области, а доля вводимого жилья к 2010 году составит в этих районах 72% от общего объема ввода по области. В то же время значительная часть существующих и, в большей степени, не освоенных сырьевых ресурсов для развития стройиндустрии, находится на юго-западе области.

Для обеспечения сбалансированного размещения производственных мощностей на территории области и основываясь на прогнозных показателях ввода новых мощностей по отдельным видам продукции для строительства (приложение N 2), целесообразно осуществить привязку производств с учетом имеющейся сырьевой базы.

Информация о месторождениях полезных ископаемых с вариантами размещения на их основе мощностей строительной индустрии указана в приложении N 3. Информация по районам области, обладающим значительными нераспределенными лесосырьевыми ресурсами, с вариантами размещения предприятий по изготовлению строительных материалов из древесины указана в приложении N 4.

При полной загрузке созданных производственных мощностей возникнут реальные условия для прироста жилья площадью более одного миллиона квадратных метров в год, начиная с 2010 года. Но для этого необходимо создать посредством государственно-частного партнерства стабильный внутриобластной спрос на производимые строительные материалы, так как несформированный спрос в тоннах, кубометрах, млн. штук и т.д. сдерживает инвестиции в индустрию производства строительных материалов.

Проблема развития строительного комплекса не может быть решена без государственной поддержки, требует координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления, что является критериями отбора проблемы для решения программным методом.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности, с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:

- формирование предложения современных конкурентоспособных строительных материалов, полностью удовлетворяющего потребность строительного комплекса в материалах, изделиях и конструкциях;

- создание условий для перспективного развития организаций строительного комплекса с использованием местных ресурсов, в том числе в южных и западных районах области.

Степень достижения основных целей и задач будет определяться на основе следующего целевого показателя:

Показатель Изменения по годам
2008 2009 2010 2011 2012
Удовлетворение потребности строительного комплекса области в материалах, изделиях и конструкцияхрегиональных производителей (в % к спросу) 85 86 100 100 100

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы рассчитана на 2008-2012 годы.

4. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Решение задач Программы будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мероприятий.

При формировании предложения современных строительных материалов, полностью соответствующих потребностям строительного комплекса, планируется:

- развивать инфраструктуру строительного комплекса;

- увеличить долю высококачественной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке;

- упрощение административной процедуры и минимизация сроков рассмотрения и согласования разрешительной и проектной документации.

При создании условий для перспективного развития организаций строительного комплекса планируется:

- сформировать единый информационный портал по потенциалу области для возможности принятия инвесторами решений по развитию производств строительных материалов на территории Калужской области;

- осуществлять выкуп земельных участков, расположенных на территории залегания резервных месторождений и перспективных участков твердых полезных ископаемых, что позволит претендентам на право пользования недрами беспрепятственно получать согласие собственника земельного участка на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

- создавать индустриальные парки для размещения предприятий промышленности строительных материалов с подготовкой площадок, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурой, в первую очередь по размещению мощностей для производства:

- конструкций и деталей сборных железобетонных изделий, мощностью около 140 тыс. куб. м железобетонных изделий в год;

- полнокомплектных деревянных домов, размещающихся в южной и западной части области;

- содействовать формированию приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов");

- предоставлять субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями строительного комплекса, осуществляющими реализацию проектов в южных и западных районах области, в российских кредитных организациях. Случаи и порядок предоставления субсидий организациям строительного комплекса определяются законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.

Одним из случаев предоставления субсидий организациям строительного комплекса может быть реализация инвестиционных проектов, которые предусматривают комплексный подход, включающий освоение природных ресурсов, производство строительных материалов для реализации программ жилищного строительства на территории Калужской области.

В то же время область продолжит оказание государственной поддержки организациям в реализации крупных инвестиционных проектов по созданию новых и расширению действующих производственных мощностей, в том числе в форме предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области.

Комплекс мероприятий для реализации задач программы представлен в приложении N 5.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых в соответствии с законодательством Калужской области на реализацию мероприятий Программы.

Объем финансирования Программы из средства областного бюджета составит 43500 тыс. руб.

Источник финансирования Всего В том числе по годам
2008 2009 2010 2011 2012
Областной бюджет, тыс. руб. 43500 - 12750 17400 10350 3000

Кроме того, по заимствованиям в целях создания инфраструктуры индустриальных парков и технопарков предусматривается предоставление государственных гарантий Калужской области юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами в объеме 98000 тыс. руб. Данный объем обязательств рассчитан исходя из планируемых расходов на обустройство площадок на территориях индустриальных парков для размещения приоритетных производств строительных материалов.

   Всего В том числе по годам
2008 2009 2010 2011 2012
Сумма предоставления государственных гарантий Калужской области юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами, тыс. руб. 98000 - 46000 46000 6000 -

При реализации программы возможно возникновение следующих рисков:

- низкие темпы строительства жилья (отсутствие необходимых площадей для застройки жилого сектора и др.), что приведет к замедлению привлечения необходимых инвестиций в развитие строительной индустрии;

- неполное финансирование программы из областного бюджета, что не будет способствовать инициированию развития отдельных секторов строительной индустрии (производство железобетонных конструкций и изделий, выпуск полнокомплектных деревянных домов и др.).

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Заказчиком-координатором программы является министерство экономического развития Калужской области.

Программа реализуется при условии скоординированной деятельности органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области и министерство природных ресурсов области в части своих полномочий осуществляют реализацию программных мероприятий и взаимодействуют с заказчиком-координатором программы.

Заказчик-координатор обобщает сведения о ходе реализации всех программных мероприятий, проводит мониторинг развития организаций строительной индустрии области, вносит предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, предусматривающей содействие в активизации деятельности в строительном комплексе, разрабатывает порядок отбора муниципальных образования при создании индустриальных парков по производству строительных материалов.

Органам местного самоуправления во взаимодействии с заказчиком-координатором рекомендуется оказывать содействие в выделении земельных участков для размещения производства строительных материалов и жилищного строительства.

Организация подготовки площадок, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения предприятий промышленности строительных материалов, будет осуществляться через специализированную организацию в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, созданную со 100-процентным участием в уставном капитале Калужской области, с применением механизма государственных гарантий Калужской области.

Предоставление субсидий организациям строительного комплекса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходование средств областного бюджета исполнителями программных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет заказчик-координатор программы.

Заказчик-координатор программы осуществляет следующие функции:

а) обеспечивает координацию деятельности органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления Калужской области по реализации программных мероприятий;

б) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки исполнения;

в) проводит оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы;

г) формирует отчетные данные, организует ведение отчетности по реализации мероприятий программы.

Заказчик-координатор программы может формировать рабочие группы по реализации отдельных программных мероприятий с привлечением представителей заказчиков программы, представителей органов местного самоуправления и организаций строительного комплекса с соблюдением процедуры согласования и заключения соглашений с органами местного самоуправления и организаций строительного комплекса.

Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33 (в редакции от 17.10.2007 N 390).

8. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Размещение на территории области новых производств, а также развитие существующих позволит с 2010 года в полном объеме обеспечить потребности строительного комплекса области в материалах, изделиях и конструкциях региональных производителей, обладающих высокими потребительскими свойствами, в том числе по безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности.

В 2012 году по сравнению с 2007 годом планируется увеличение объемов выпуска основных строительных материалов и конструкций, в том числе:

- стеновых материалов - в 2,8 раза, в том числе: кирпича - в 2,3 раза, стеновых блоков - в 8,3 раза, из них газосиликатных и пенобетонных блоков - в 24 раза;

- сборных железобетонных конструкций и изделий - в 2,8 раза;

- изделий крупнопанельного домостроения - в 2,5 раза;

- полнокомплектных деревянных домов - в 8 раз.

Кроме того, создание благоприятных условий для увеличения мощностей стройиндустрии позволит организациям области выйти на межрегиональный рынок строительных материалов и конструкций, что, в свою очередь, обеспечит их дальнейшее поступательное развитие.

Сопоставление спроса с планируемыми объемами производства
основных видов строительной продукции в результате
реализации программы

Наименование
строительных
материалов,
единица
измерения
Отклонение
(+, -)
Объем выпуска продукции по годам
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Стеновые материалы,
млн. штук усл. кирпича
Спрос    375 450 525 572 620
Предложение 280 295 510 635 700 790
Отклонение    -80 +60 +110 +128 +170
Конструкции и детали сборные железобетонные,
тыс. куб. м
Спрос    275 323 380 413 446
Предложение 160 229 273 380 420 450
Отклонение    -46 -50 +7 +4
Изделия крупнопанельного домостроения,
тыс. кв. м
Спрос    37 45 52 58 62
Предложение 24,5 26 45 52 58 62
Отклонение - -11 - - - -
Цемент, тыс. т Спрос 171 338 405 473 515 558
Предложение - - - - 1800 1800
Отклонение -171 -338 -405 -473 +1285 +1242
Полнокомплектные дома из древесины,
тыс. кв. м
Спрос    100 100 120 150 175
Предложение 25 40 70 100 150 200
Отклонение    -60 -30 -20 - +25
Известь строительная,
тыс. т
Спрос    58 100 125 127 130
Предложение 27 54 127,5 225 253,5 272
Отклонение    -4 +27,5 +100 +126,5 +142
Заполнители пористые,
тыс. куб. м
Спрос    75 90 105 115 124
Предложение - 80 134 188 192 197
Отклонение    +5 +44 +83 +77 +73

В результате реализации программы будет достигнуто увеличение объемов производства строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе для успешной реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Развитие рынка строительных материалов и создание конкурентных условий позволит замедлить рост стоимости строительных материалов, и тем самым - вводимого в области жилья.

Непосредственное размещение производств строительных материалов вблизи общераспространенных полезных ископаемых, лесосырьевых ресурсов благоприятно повлияет на социально-экономическое развитие ряда муниципальных образований, в том числе на юге и западе области, где в результате создания благоприятных условий для развития бизнеса активизируются инвестиционные процессы.

Социальный эффект будет оцениваться в создании не менее 3000 новых рабочих мест, улучшении условий труда и повышении культуры производства в результате реализации новых инвестиционных проектов.