Комиссия по административной реформе
на территории Калужской области,
8 февраля 2007 г.

 (Presentation-Baburin.pps 215 KB)

Уважаемые члены Комиссии!

Сегодня я хочу представить вам основные итоги и результаты реализации мероприятий административной реформы в Калужской области в 2006 году.

Можно с уверенностью отметить, что в прошлом году было положено начало системного подхода в реализации основных направлений административной реформы в нашей области.

Еще раз напоминаю о целях и задачах административной реформы.

Цели:

  • повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Калужской области;

  • повышение качества межведомственных программ и механизмов их реализации;

  • повышение качества предоставляемых государственных услуг;

  • снижение государственного давления на бизнес;

  • повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Калужской области;

  • снижение уровня коррупции;

  • оптимизация функционирования и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области за счет модернизации системы информационно-аналитического обеспечения процессов поддержки принятия решений;

  • повышение ответственности всех уровней власти перед населением области;

  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области и гражданского общества;

  • повышение общественного доверия к государственным органам исполнительной власти.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

  • разработать нормативные правовые акты, регламентирующие проведение административной реформы в Калужской области;

  • применить современные методы и механизмы управления по результатам в органах исполнительной власти и местного самоуправления с внедрением бюджетирования по результатам;

  • разработать и внедрить регламенты государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Калужской области и административные регламенты в органах исполнительной власти области;

  • создать правовое организационное, информационно-методическое и техническое обеспечение процессов подготовки и принятия управленческих решений, требующихся при реализации функций государственного управления;

  • провести функциональный анализ в органах исполнительной власти Калужской области;

  • провести работы по упорядочению функций и оптимизации структур органов исполнительной власти Калужской области и сети подведомственных учреждений;

  • провести работы по анализу и разделению функций контроля и надзора в органах исполнительной власти Калужской области;

  • оптимизировать взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Калужской области;

  • способствовать развитию принципов и технологий аутсорсинга административно-управленческих процессов;

  • выработать и реализовать план мероприятий по снижению коррупциогенности в органах исполнительной власти Калужской области;

  • завершить развитие системы общественных Советов при органах исполнительной власти Калужской области;

  • привлечь научное, деловое сообщество, общественные организации к процессу разработки политики Калужской области;

  • сформировать систему мониторинга результатов деятельности и оценки хода административной реформы в Калужской области;

  • сформировать необходимый кадровый, информационный, организационный, ресурсный потенциал административной реформы в Калужской области.

В целях реализации Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации Правительством Калужской области принят ряд нормативных документов, в частности “План мероприятий органов исполнительной власти Калужской области по проведению административной реформы на территории Калужской области в 2006–2008 годах”, утверждена “Программа проведения административной реформы в Калужской области в 2006-2008 годах”, создана Комиссия по проведению административной реформы в Калужской области, определен уполномоченный орган, ответственный за реализацию мероприятий административной реформы.

Основной формой стимулирования проведения административной реформы в Российской Федерации стала организация конкурсного отбора среди субъектов Российской Федерации. Совместными усилиями была сформирована заявка на конкурс, по итогам которого Калужская область заняла 14 место из 46 участников конкурсного отбора. Это позволило получить из федерального бюджета средства в размере 10 млн. 500 тыс. рублей на реализацию заявленных на конкурс проектов.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области – Разработка административных регламентов “Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещение в жилое”; “Предоставление земельных участков для строительства”. Пилотными муниципальными образованиями выбраны “Малоярославецкий район” и “Город Малоярославец”.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области - Разработка административного регламента “Предоставление информации из базового геоинформационного центра градостроительной деятельности” Пилотным муниципальным образованием выбран “Малоярославецкий район”.

Министерство сельского хозяйства области - Разработка административного регламента “Предоставление информационных и консультационных услуг по реализации федеральных и областных программ развития АПК”. Пилотным муниципальным образованием выбран “Перемышльский район”.

Министерство природных ресурсов области - Разработка административного регламента “Выписка лесорубочных билетов (разрешения на вырубку леса)”. Пилотным муниципальным образованием выбран “Ферзиковский район”.

Администрация Губернатора области – Проект “Применение международного стандарта ISO 9001:2000 для повышения результативности управления муниципальными образованиями и улучшения качества предоставляемых услуг”. Пилотными муниципальными образованиями выбран “Дзержинский район” и “Город Кондрово”.

Кратко озвучу основные результаты работы, проведенной по направлениям административной реформы в области.

Управление по результатам

В области практически разработана унифицированная система показателей, позволяющая всесторонне охарактеризовать:

- эффективность деятельности органов государственной власти Калужской области;

- показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Пример: Министерствами области подготовлены доклады о результатах деятельности в 2006 году. Состоялись отчеты глав администраций муниципальных районов и городских округов области о результатах деятельности в 2006 году, в основе которых лежит система оценочных показателей, определяющая исполнение ими возложенных на муниципальные образования 131-ФЗ полномочий. В настоящее время проводятся отчеты органов местного самоуправления перед населением.

Проведена работа по внедрению принципов управления
бюджетными средствами по результатам
деятельности
органов исполнительной
власти Калужской области, определению критериев и уровней оценки докладов субъектов бюджетного планирования для достижения целевых значений показателей результативности и эффективности оказания бюджетных услуг, используемых при формировании областного бюджета на 2007 финансовый год.

В целях модернизации программно-целевого метода управления, внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат, в 2006 году разработана новая редакция Положения о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ. В новую редакцию Положения включена методика оценки областных целевых программ на всех стадиях их реализации, которая должна стать инструментом оптимизации и повышения результативности бюджетных расходов при применении программно-целевого метода.

Пример: В муниципальном образовании городской округ “Город Калуга” с 2005 года реализуется Программа реформирования муниципальных финансов. К декабрю 2007 года в муниципальном образовании будут полностью внедрены принципы управления бюджетными средствами по результатам деятельности.

Пример: По дотации закупок молока и мяса.

Калужская область – включена в эксперимент на уровне Российской Федерации по внедрению одноканального финансирования в сфере здравоохранения. Приняты Законы Калужской области по внедрению отраслевой системы оплаты труда, в соответствии с которой в здравоохранении оплата труда ориентируется на законченный результат лечения, а в образовании – оплата направлена на повышение качества образования.

Пилотное внедрение механизмов ведомственного планирования осуществлено в министерстве сельского хозяйства области. Установлены индикаторы (целевые показатели) развития отрасли, достижение которых планируется исходя из объемов государственной поддержки. Отраслевыми министерствами области разработаны показатели эффективности деятельности подведомственных организаций.

В области формируется система по оптимизации расходования бюджетных средств на содержание бюджетных учреждений и оптимизация сети бюджетных учреждений. Сформирован план мероприятий, направленных на ликвидацию и оптимизацию бюджетных учреждений, чья деятельность не эффективна. В результате оптимизации мы должны сохранить объем затрат на бюджетную сферу, а увеличение бюджета пустить на развитие.

Стандартизация и регламентация

В 2006 году проведена инвентаризация государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Калужской области. Сформирован Перечень государственных услуг, проводится его экспертиза в Калужском филиале Северо-Западной академии государственной службы. После экспертизы перечень будет внесен на рассмотрение Комиссии.

В рамках конкурсных проектов проведена работа по разработке административных регламентов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Калужской области. Помимо регламентов в рамках проектов победивших в конкурсе в регионе разрабатывался ряд других административных регламентов и стандартов.

  1. “Повышение прозрачности деятельности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества в сфере земельно-имущественных отношений по принципу “одно окно”.

  2. “Осуществление контроля за исполнением государственных контрактов, заключенных по результатам конкурсов (аукционов) по закупкам товаров, работ, услуг для нужд Калужской области”.

Оптимизация функций органов исполнительной власти

В Калужской области была проведена работа по реорганизации системы и структуры органов государственной исполнительной власти. Начиная с 2004 года, произошло изменение структуры Правительства области. Дальнейшая реорганизация в 2006 году привела к созданию двух новых министерств в связи с выделением ряда приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти (министерство природных ресурсов и министерство дорожного хозяйства).

Реализация данного направления происходила после проведения функционального анализа в органах исполнительной власти области. Проведена работа по инвентаризации и оптимизации функций, по разработке должностных регламентов государственных служащих, внесены изменения в Положения об органах исполнительной власти. Рассмотрены и согласованы новые структуры органов исполнительной власти

В соответствии с распоряжением Губернатора области от 23.08.2006 № 178-р проведены мероприятия по изменению численности аппарата органов исполнительной власти. В результате численность государственных служащих органов исполнительной власти области сократилась на 500 человек.

Проведен анализ полномочий органов исполнительной власти Калужской области по реализации контрольных и надзорных функций: разработаны нормативные правовые документы в органах исполнительной власти области, на основании которых проводятся контрольные мероприятия в рамках своих сфер деятельности.

Губернатором области поручено организовать аттестацию, аккредитацию, лицензирование образовательных учреждений одним органом государственной власти с возможностью передачи полномочий на аутсорсинг, закрепить контрольные функции за министерством образования, культуры и спорта области.

Повышение эффективности взаимодействия
органов исполнительной власти и общества

С целью расширения практики привлечения научного, делового сообщества, общественных организаций к процессу разработки политики Калужской области созданы общественные Советы при органах исполнительной власти: Совет молодых ученых при Губернаторе области, Экономический совет при министерстве экономического развития и др.

Министерство экономического развития Калужской области разработало областную стратегию развития науки и инноваций до 2015 года. Проект стратегии размещен на сайте органов власти области с целью изучения мнения научного сообщества по данному вопросу.

На заседании Комиссии по проведению административной реформы в Калужской области утвержден состав группы экспертов, в которую вошли руководители и представители высших учебных заведений области, привлекаемые к реализации мероприятий и проектов в рамках административной реформы.

Противодействие коррупции

В целях противодействия коррупции в области разработаны и внедрены организационные, правовые и иные механизмы.

Создана Комиссия из представителей силовых структур и общественности по противодействию коррупции, которую возглавляет заместитель Губернатора области.

Собраны предложения федеральных территориальных и региональных органов исполнительной государственной власти Калужской области в план мероприятий Правительства области по борьбе с коррупцией, который будет утвержден постановлением Правительства Калужской области.

Проводится экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность.

Одним из основных направлений является повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти, с этой целью создается ряд общественных советов при органах исполнительной власти. Так при министерстве образования, культуры и спорта области создан общественный совет, задачами которого является анализ и оценка наиболее социально-значимых нормативных правовых актов в сфере образования.

 

Информационное сопровождение административной реформы

Система информационного сопровождения мероприятий административной реформы в Калужской области включает в себя следующие компоненты:

  • медиа-план сопровождения мероприятий по административной реформе в Калужской области;

  • веб-страница “Административная реформа в Калужской области” на сервере администрации Губернатора Калужской области – www.admobl.kaluga.ru  

Объявлен областной конкурс на лучшую журналистскую работу на тему “Проведение административной реформы в Калужской области”.

В целях формирования системы доступной актуальной информации о деятельности органов исполнительной власти Калужской области управлением по работе со СМИ администрации Губернатора области организовано постоянное предоставление информации о мероприятиях в областные и районные СМИ, проведены ряд пресс-конференций с первыми лицами области, круглые столы с привлечением научного сообщества области, прямые эфиры.

Основные проблемы при реализации мероприятий
административной реформы в 2006 году

  1. В 2006 году не было предусмотрено достаточное количество собственных средств на проведение административной реформы;

  2. Неподготовленность должностных лиц органов исполнительной власти и конкретных исполнителей мероприятий административной реформы (отсутствует понимание целей и задач проводимой реформы, ведомственная разобщенность);

  3. Опасение государственных служащих за свое благополучие;

  4. Отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение административной реформы.

  5. Значительная задержка федеральных средств для стимулирования проведения мероприятий административной реформы в 2006 году.

Приоритеты в реализации административной реформы в 2007 году

  1. Пилотное внедрение разработанных и утвержденных регламентов государственных услуг, анализ результатов внедрения;

  2. Организация обучения государственных и муниципальных служащих в рамках реформы;

  3. Привлечение внешних экспертов для проведения углубленного функционального анализа и разработки предложений по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;

  4. Подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих проведение административной реформы в области.

  5. Выполнение мероприятий по оптимизации сети бюджетных учреждений области;

  6. Организация системного мониторинга проводимых мероприятий в рамках административной реформы;

  7. Повышение степени направленности мероприятий административной реформы на удовлетворение ожиданий граждан и предпринимателей;

  8. Усиление роли СМИ в разъяснении населению целей и задач административной реформы;

  9. Утверждение реестра платных услуг предоставляемых органами государственной власти.

Перед тем как перейти к информации об организации конкурсного отбора МЭРТ в 2007 году, я хочу Вам напомнить о необходимости освоения выделенных федеральных средств в 2006 году. Срок до 1 марта.

Участие в конкурсном отборе МЭРТа для оказания поддержки проведения административной реформы в 2007 году.

Формальные требования к заявке на участие в конкурсном отборе остаются прежними: мы должны будем представить программу проведения административной реформы в Калужской области, подробный план мероприятий на 2007 год, описание от одного до пяти проектов.

Приоритетным направлением 2006 года являлось разработка административных регламентов, предоставления государственных услуг органами исполнительной власти. В 2007 году предпочтения будут отдаваться проектам по внедрению в пилотных муниципальных образованиях области разработанных ранее регламентов.

Так же большой шанс получить финансирование из федерального бюджета имеют проекты с описанием создания многофункциональных центров, в стенах которых будут объединены муниципальные, областные и федеральные службы, оказывающие государственные услуги в одной сфере деятельности.

Но этими направлениями рамки конкурсных проектов не ограничиваются. Одна из целей административной реформы – информирование населения, потребителей государственных услуг, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим разработка проекта PR- сопровождение административной реформы в Калужской области также может быть высоко оценена конкурсной комиссией.

Срок предоставления заявки на конкурсный отбор в МЭРТ – март 2007 года.

Механизм финансирования тоже остается прежним два транша 60% и 40%.