Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника)

Фонд – государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65, один из трех государственных научных фондов.

Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку (1,34 млрд. руб. в 2007 г.).

Основные задачи Фонда:

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Представительства Фонда активно работают в 29 регионах Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. В экспертизе проектов принимают участие более 2455 независимых экспертов, из них 748 – доктора наук, 1050 – кандидаты наук.

Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР. Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание высоко наукоемких продуктов:

  • машиностроение и приборостроение 21,0%
  • инфраструктура малого бизнеса 18,0 %
  • медицина, фармацевтика 17,0 %
  • строительство, новые материалы 13,0%
  • информатика (включая программный продукт), вычислительная техника 12,0 %
  • пищевая промышленность, сельское хозяйство 10,0 %
  • электротехника, энергетика 9,0 %

Остальные средства Фонда (около 15,0%) направляются на создание сети инновационно-технологических центров (создано по России около 30 ИТЦ площадью свыше 100 тыс. кв. метров, предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятиям), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Все средства Фонда выделяются на конкурсной основе.
Подробная информация о конкурсах и конкурсная документация размещаются на сайтах www.zakupki.gov.ru и www.fasie.ru.

Информацию также можно получить в Фонде содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Калужской области: тел.(4842) 59-94-64, 778- 797

Контактные телефоны отдела по инновационной политике министерства экономического развития области: тел.: (4842) 778-710 и 778-750, факс: 778-776


Статья И.М. Бортника в журнале «the ANGEL Investor N1(07) 2008)

ФОНД СОДЕЙСТВИЯ МП НТС

Иван М. Бортник,
генеральный директор Фонда содействия МП НТС

Представляется целесообразным, чтобы бизнес-ангелы в своей деятельности могли опираться на достаточно подробную информацию о других субъектах инновационной деятельности и, по возможности, из первых рук. Одним из игроков на этом поле является государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Фонд учрежден около 14 лет назад правительством Российской Федерации как некоммерческая организация в форме государственного учреждения. Состав наблюдательного совета Фонда утверждается правительством. По аналогии с известной американской программой SBIR в Фонд направляется фиксированная доля федерального бюджета на НИОКР. В начале деятельности Фонда она составляла 0,5 процента бюджета на гражданские НИОКР. Сейчас - 1,5 процента. В абсолютных цифрах это составит 1,34 млрд. рублей в 2007 году. Утвержденным бюджетом на 2008-2010 годы финансирование Фонда практически удваивается и составит 2,55 млрд рублей в 2010 году. Средства Фонда предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ФОНДА

Использовать предоставляемые в его распоряжение средства для наиболее эффективного содействия развитию малых инновационных предприятий, прежде всего тех, бизнес которых основывается на превращении новых научных результатов в новый товар или услугу на рынке. Фонд должен найти и отработать на практике механизмы этого наиболее эффективного содействия. Естественно, что Фонду устанавливаются определенные индикаторы, по которым правительство оценивает, насколько содействие является эффективным.

КАК ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ФИНАНСИРОВАНИЕ

В соответствии со своими нормативными документами, Фонд может предоставлять средства и на возвратной, и на безвозвратной основе. Средства могут предоставляться как для содействия в проведении НИОКР, так и для поддержки их участия в различных мероприятиях типа выставок, семинаров, курсов по обучению различным аспектам предпринимательской деятельности. Однако сложившаяся практика показывает, что 95 процентов бюджетных средств Фонда используются на безвозвратной основе дляподдержки проектов НИОКР малых предприятий, 3 процента составляют расходы на содержание аппарата Фонда, включая оплату труда привлекаемых внешних экспертов, 2 процента идут на поддержку участия малых предприятий в различных мероприятиях. У Фонда имеются небольшие внебюджетные ресурсы (около 50 млн. рублей), предоставляемые на возвратной основе для развития инфраструктуры инновационной деятельности.

Все средства Фонда выделяются на конкурсной основе. Так как форма предоставления средств Фондом - государственный контракт, то все конкурсы проводятся в соответствии с Федеральным законом о государственном заказе. В связи с тем, что Фонд финансирует проведение НИОКР, в процессе которых может возникнуть интеллектуальная собственность, то в контракте сразу оговаривается, что права на нее Фонд, в соответствии с Патентным законом России и постановлением правительства РФ от 17.11.2005 № 685, закрепляет за исполнителем, то есть за малым предприятием.

В связи с формулировкой п. 9 Патентного закона иногда возникают недоразумения. Патентный закон предусматривает норму (в соответствии с международной практикой): если у государства, за средства которого была создана интеллектуальная собственность, возникнет государственная нужда в продукте, для производства которого эта интеллектуальная собственность будет необходима, то ее обладатель обязан будет предоставить предприятию по указанию государства безвозмездную неисключительную лицензию на ее использование. Некоторые исполнители считают, что руководство Фонда в любой момент может забрать себе права на интеллектуальную собственность для использования в корыстных целях.

Таков закон, и Фонд обязан следовать его нормам, тем более что в этом случае они абсолютно логичны. Далее: государственная нужда четко определяется и устанавливается государством, а не Фондом. К сожалению, ни одного подобного случая за период деятельности Фонда не было. «К сожалению» потому, что малому предприятию надо было бы только радоваться, если бы на его продукцию возник государственный заказ. Бизнес-ангелу надо иметь в виду такое возможное обременение прав на интеллектуальную собственность у малых предприятий, имевших дело с Фондом. В любом случае целесообразно убедиться, за счет каких средств создана имеющаяся в таких предприятиях интеллектуальная собственность.

КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ

Все конкурсы Фонда объявляются в рамках программ. Каждая из программ нацелена на отработку механизмов содействия развитию малых инновационных предприятий на отдельных этапах их развития.

Программы «СТАРТ» и «УМНИК» (Участник Молодежного Научно-Инновационного Конкурса), «ИНТЕР» (Инновационные ТЕРритории) - это программы посевного и предпосевного финансирования, когда идея только начинает прорабатываться на предмет ее превращения в рыночный продукт, в том числе на территории особых экономических зон (ИНТЕР). Программа «ИНТЕР» специфична по организации, она направлена пока только на посевные проекты в интересах предприятий-резидентов особых экономических зон.

Программы «Развитие» и «Ставка» - это содействие уже действующему предприятию, выполняющему НИОКР по освоению новой технологии или разработке нового продукта на основе принадлежащих ему прав на интеллектуальную собственность.


Программы «ПУСК» (Партнерство Университетов С Компаниями) и «ТЕМП» (ТЕХНОЛОГИИ - Малым Предприятиям) осуществляют поддержку предприятий, когда они приобретают технологию и кадры (ПУСК) или лицензию (ТЕМП) у государственных научных учреждений.

Совместные проекты российских малых предприятий с их зарубежными партнерами Фонд поддерживает в рамках соответствующих международных программ и проектов.

Все программы Фонда достаточно подробно описаны на сайте Фонда www.fasie.ru.

Направленность программы определяет и масштаб, и характер финансовых отношений Фонда с предприятиями по ней. В программах взаимодействие с предприятиями, у которых еще нет реализации продукции, выделяемые средства на один год не превышают одного миллиона рублей и от предприятия не требуется собственных вложений в проект. Программы содействия развитию уже действующих предприятий требуют паритетных вложений от предприятия в проект, но выделяемые на год средства могут составить и 6 млн. рублей. Программа «ТЕМП» рассчитана на зрелые предприятия. Поэтому и с учетом того, что освоение лицензий требует модернизации производства, в этой программе вложения предприятия в 3-4 раза выше вложений Фонда, которые в данной программе формально не ограничиваются.

В связи со спецификой данного журнала представляется не очень целесообразным подробно рассказывать обо всех программах Фонда, а сосредоточиться в основном на тех, где взаимодействие Фонда с сообществом бизнес-ангелов могло бы оказаться взаимовыгодным и эффективным.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ФИНАНСИРОВАНИЯ

В программах посевного и предпосевного финансирования Фонд выделяет небольшие средства на НИОКР. В программе «СТАРТ» Фонд «подписывается» на выделение 4,5 млн. рублей на 3 года, причем на первый год - только 750 тысяч рублей. Критика в адрес Фонда, что этого мало, не совсем оправданна. Во-первых, сумма в 30 тысяч долларов не во много раз меньше принятой в международной практике для такого рода программ. Особенно, если учитывать реальный (с учетом реальных зарплат и стоимости ряда материалов и комплектующих) паритет рубля и доллара. Во-вторых, программы посевного финансирования по определению имеют низкий «выход», то есть лишь несколько процентов начинаемых в их рамках проектов обычно завершаются успешным развитием бизнеса. Поэтому для получения статистически значимого эффекта от посевной программы в ней надо начинать финансировать сотни предприятий. Фонд направляет на посевные программы свыше половины своих ресурсов, но в условиях их ограниченности размер финансирования будет увеличиваться постепенно.

В этом тоже одна из проблем взаимодействия Фонда с заявителями. Часто они недооценивают по неопытности или сознательно масштаб затрат на реализацию проекта. Привлекаемое Фондом экспертное сообщество не всегда может трезво оценить финансово-экономические, в отличие от научно-технических, характеристики проекта. И это не его вина. В России постепенно складывается культура оценки ориентированных на открытый рынок проектов. В итоге, после окончания первого, а иногда и второго года работы по программе «СТАРТ» исполнители заявляют, что средств было мало, и это не позволяет им уже в третьем году программы приступить к началу реализации продукции, что Фонд (и государство) много потеряет, если прекратит финансирование проекта. Но правила программы «СТАРТ» таковы, и исполнитель под ними подписался в контракте. Будущие бизнесмены должны привыкать уважать и выполнять контракт.

Часто забывается, что программа «СТАРТ» - это и образовательная программа. Государство в лице Фонда здесь не ставит перед собой задачу «раскрутить» бизнес любой ценой. Государство дает возможность заявителю попробовать себя в бизнесе, не рискуя собственными финансами. И если не получилось, то у государства нет к исполнителю претензий, кроме предоставления отчета за использование бюджетных средств.

Тем более, что и другим должна быть предоставлена возможность попробовать себя, а бюджет Фонда ограничен.

В программе «УМНИК» исполнителю вообще предоставляется 200 тысяч рублей в год. За такие деньги бизнес не раскрутишь. Но в программе и нет такой постановки вопроса. Средства выделяются молодому человеку с идеей, чтобы он не отвлекался от работы над ней из-за необходимости приработков на стороне для обеспечения своих жизненных потребностей, если они, конечно, достаточно умеренны.

Казалось бы, здесь могло сложиться взаимовыгодное сотрудничество Фонда с сообществом бизнес-ангелов. Ведь бизнес-ангелы, по определению, должны быть кровно заинтересованы в качественной оценке именно рыночных перспектив проекта как по срокам, так и по объемам вывода продукта на рынок. И их «наводка» Фонда на реальные проекты существенно могла бы повысить полезный «выход » посевных программ. Можно было бы скорее перейти к увеличению выделяемых на один проект средств за счет уменьшения числа проектов на «входе». К сожалению, за малым исключением результат получается «не очень». Причины здесь и объективные, и субъективные. Можно представить, что у самих бизнес-ангелов не так много предложений, которые даже им самим представляются достаточно выгодными, хотя и довольно рискованными.

Фонд мог бы содействовать понижению степени риска, но не может повысить выгодность проекта. Ведь выгодность проекта во многом определяется свежестью и высокой наукоемкостью идеи. А с этим в российской действительности, когда новые разработки 15 лет почти не финансировались, есть проблемы. Но ситуация с финансированием начала изменяться, хотя между деньгами и «стульями» должно пройти время.

Некоторые бизнес-ангелы предъявляют претензии Фонду, что он не поддерживает проекты, которые они-то уже высоко по рыночным критериям реально оценили, то есть вложили в них личные средства. Позиция бизнес-ангела вполне понятна. Ему приходится рисковать, и лучше вложиться в проекты, где все ясно, хотя бы с научно-технической точки зрения. Однако при этом забывается, что у Фонда своя зона ответственности. Задача Фонда не содействовать раскрутке любого, даже не на основе нового технического решения бизнеса. Более того, если техническое решение таково, что для разворачивания бизнеса на его основе нужны просто финансовые ресурсы, а не проведение достаточно серьезных (определяется экспертами и членами жюри) НИОКР, без выполнения которых риск коммерциализации проекта и инвестиций в него явно завышен, то это не зона деятельности Фонда. Фонду и так иногда предъявляется претензия со стороны контролирующих органов, что он безвозмездно предоставляет частным компаниям средства федерального бюджета на НИОКР, хотя этих средств недостаточно для финансирования фундаментальной науки.

У бизнес-ангелов существенно ограничен и доступ к базам данных возможных проектов. Культура различного рода венчурных ярмарок только формируется. Почти нет бизнес-клубов, где человек с деньгами мог бы встретить человека с идеей. К тому же наш столько раз обманутый россиянин с трудом верит, что кто-то даст ему денег и не обманет («украдет идею»). Этим, кстати, определяется очень сдержанная позиция Фонда по предоставлению имеющейся у него базы данных как по заявкам, так и по проектам, по запросам отдельных бизнес-ангелов или представляющих их интересы структур.

База, конечно, не секретна. И не в том дело, что ее создание - это определенные затратытруда. Государственным структурам, структурам с заметным государственным участием база данных открыта. Это относится и к негосударственным структурам, с которыми у Фонда постепенно сложились рабочие отношения.

Фонд имеет определенный отрицательный опыт. Получившие доступ к базе данных люди недостаточно корректно выходят на заявителей и исполнителей проектов. После этого Фонду вполне обоснованно предъявляются претензии со стороны его клиентов. Фонд согласился на включение в составы жюри по программе СТАРТ бизнес-ангелов по их просьбе. Есть бизнес-ангелы, работа которых в жюри высоко оценена их коллегами из научно-технического сообщества за очень компетентное внесение в работу жюри рыночных аспектов оценки заявок. Но есть и те, кто, наоборот, просто использует жюри для просеивания заявителей с целью облегчения своей деятельности. Есть бизнес-ангелы, с которыми Фонд и хотел бы взаимодействовать, да они не хотят. Это тот случай, когда бизнес-ангелы вложили средства в высоко наукоемкие проекты, но предпочитают не привлекать инвестиции со стороны, особенно со стороны государственной структуры. Опять же не доверяя ей, в том числе по принципу «бесплатного сыра».

В идеальном случае, когда бизнес-ангел рекомендует проект для поддержки на основе качественной проработки его рыночной перспективы, но сам в него еще не инвестирует, так как без проведения НИОКР риск его вложений еще слишком велик, тоже не все так просто. И здесь у Фонда аналогичная ситуация во взаимодействии с образованными в последнее время частногосударственными венчурными фондами на региональном уровне и их управляющими компаниями.

«Идеальным» этот случай называется по двум причинам. Во-первых, потому, что именно так и сформулирована идеология программы «СТАРТ», хотя именно ее заявители предпочитают не замечать. Там все четко написано, что программа «СТАРТ» нацелена на отбор проектов, по которым команда заявителей уже нашла частного инвестора (венчурный фонд). Инвестор готов вложить средства, но только после устранения завышенного для себя риска. Более того, не просто риска, а именно той его части, которую можно устранить проведением НИОКР. И не НИОКР вообще, а который нужен, по мнению инвестора, для снижения риска его инвестиций до приемлемого уровня. НИОКР согласован инвестором и заявителем, которым ясно, что его можно выполнить в срок до одного года, и для этого достаточно 750 тысяч рублей. Представляемая в Фонд заявка сопровождается соответствующим соглашением между заявителем и будущим инвестором (бизнес-ангелом, венчурным фондом), они вместе приходят на заседание жюри для защиты заявки. И если проект поддерживается, то инвестор берет на себя процесс его мониторинга.

Во-вторых, этот случай называется «идеальным» потому, что он почти никогда не реализуется на практике.

Данную ситуацию не надо драматизировать. «Дорогу осилит идущий». Бизнес-ангелам можно чаще «наводить» Фонд как на проекты по программе «СТАРТ», так и на потенциальных «УМНИКов». Фонду все же надо чаще вводить бизнес-ангелов в свой отборочный процесс, постоянно разъясняя свою позицию. Было бы хорошо, если бы уже начинающая складываться практика работы бизнес-ангела с базой данных Фонда «под заказ» получила свое развитие. Бизнес-ангел обращается в Фонд не с запросом о базе данных вообще (типа нано-, био- и т.п. технологий), а с интересом найти в ней проекты именно в интересующей его конкретной области техники. Опыт показывает, что именно в этой области бизнес-ангел сам создал успешный бизнес. Кстати, под такие конкретные заказы бизнес-ангелов Фонд готов организовать и специальный раздел в программе «СТАРТ».

ПЕРСПЕКТИВЫ

Со следующего года Фонд предполагает начать совместную с частно-государственными венчурными фондами программу «СТАРТ-Инвест». Взаимоприемлемые условия этой программы сейчас обсуждаются с управляющими компаниями этих фондов. В соответствии с ней заявки на конкурс будут готовиться под руководством венчурных компаний, обладающих существенно лучшей экспертизой рыночных перспектив продукта, чем научно-технические работники. За один - два года при плотном мониторинге со стороны венчурных фондов проект должен полностью перейти от бюджетного к венчурному финансированию. Идеальная идеология программы «СТАРТ» управляющие компании устраивает, но им представляется, что Фонд должен в разы увеличить масштабы своего финансирования уже в первый год отобранных предварительно ими заявок, если они пройдут конкурсную комиссию Фонда. Но Фонду также хотелось бы видеть свидетельства реальной заинтересованности компаний в продолжении финансирования проектов после первого года их финансирования Фондом, в том числе характер их вовлеченности в проект уже в течение первого года.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

Программа «СТАРТ» начата Фондом 4 года назад. Каждый год поступает 1,5-2 тысячи заявок. К их научно-технической и коммерческой экспертизе привлекается свыше 2000 внешних экспертов. Ежегодно компетентные конкурсные комиссии по приоритетным направлениям инновационной деятельности во всех округах России отбирают на основе экспертных заключений и оценки способности команд заявителей реализовать свою заявку 400-500 проектов.

С самого начала реализуется принцип частно-государственного партнерства, так как государство в лице Фонда не берет на себя весь груз раскрутки бизнеса, а уже в первый год средства выделяются не просто на НИОКР, а на тот НИОКР, который должен понизить риск частного инвестора в проект до приемлемого для него уровня. Со второго года Фонд осуществляет финансирование только на паритетной основе с внебюджетными источниками финансирования.

Сегодня в программе участвует свыше 1700 новых малых предприятий в 180 городах 70 субъектов Российской Федерации, созданных обладателями прав на интеллектуальную собственность именно с целью их реализации. При этом создано свыше 10 000 новых рабочих мест в высокотехнологичном бизнесе.

Как и должно быть на начальных стадиях высокотехнологичного бизнеса, далеко не каждой команде удается за год привлечь частного инвестора. Опыт Фонда показывает, что только один из пяти начатых проектов переходит на второй год. Но те, кто перешел, уже привлекли к своему финансированию свыше 350 миллионов рублей частных инвестиций. Часть проектов уже перешла на третий год своего развития и некоторые из них начали производство и реализацию новых высокотехнологичных продуктов: от диагностикумов скрытых форм наркомании и туберкулеза до машин по повышению эффективности отбора семян зерновых с высокой всхожестью. Выходцы из программы «СТАРТ'BB могут составить базу проектов для инвестирования венчурными фондами, создание которых также началось довольно интенсивно в течение последнего года. Хотя эти фонды только начали отбор проектов для инвестирования, несколько из уже проинвестированных ими прошли перед этим программу «СТАРТ».

Вторая программа Фонда в нише посевного финансирования направлена на вовлечение молодежи в инновационное предпринимательство. Каждый год объявляется молодежный научно-инновационный конкурс, и 1000 его участников (сокращенно УМНИКи), победивших на этом конкурсе, получают на два года государственную поддержку для работы над своими инновационными идеями. Отбор УМНИКов осуществляет научно-техническая общественность на сотнях конференций и конкурсов по России по критериям новизны и эффективной коммерциализуемости идеи в среднесрочной перспективе ( 5-7 лет). Оценивается и склонность именно к инновационной деятельности.

Программа осуществляется Фондом совместно с агентствами по науке и по образованию, поддерживается из средств не только федерального бюджета, но и регионами (Москва, Томская область) и средствами бизнеса (Майкрософт, Интел). Поэтому в ходе программы УМНИКи получают возможность не только работать над своей идеей, но и получить подготовку по всем аспектам инновационного бизнеса. Впервые в рамках этой программы осуществляется и тестирование психологами личностных компетенций участника на их соответствие характеристикам инновационного менеджера и содействие в их развитии.

Указанные ниши деятельности позволяют Фонду успешно обеспечивать выполнение установленных для него индикаторов оценки эффективности использования им средств федерального бюджета. Кроме количества вновь созданных малых компаний и рабочих мест в высокотехнологичном бизнесе к ним относятся число вновь созданных (свыше 1000) и число использованных в производстве патентов (свыше 1000), темпы роста поддерживаемых Фондом компаний (не менее 15 процентов в год).

Десятки из поддержанных Фондом предприятий сегодня устойчиво выпускают продукцию, на сотни миллионов рублей каждая, а три компании выросли до численности свыше 1000 человек. Коллективы 12 компаний стали лауреатами премии правительства в области науки и техники. Эта высшая инновационная награда Российской Федерации присуждается не только за высокие научные достижения, но и за масштабное производство инновационной продукции на их основе.

Фонд ведет также программы по развитию инновационной инфраструктуры и международного сотрудничества. В части развития инфраструктуры им совместно с Министерством и РФТР профинансировано создание 30 инновационно-технологических центров по России. В ИТЦ малые инновационные компании не только арендуют на стабильной основе площади для проведения разработок и организации производства продукции, но и получают дополнительные услуги, необходимые им для ведения бизнеса. В результате сотни расположенных в ИТЦ предприятий сегодня выпускают продукции в объеме почти 200 млрд. рублей.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

119334, Россия, Москва,
Ленинский проспект, 49
Телефон: +7 (495) 231-1901
Факс: +7 (495) 231-1902
e-mail: lnfo@fasie.net
www.fasie.ru