Инновационная инфраструктураКонцепция региональной системы трансфера
|
Название услуги |
Показатели для оценки эффективности |
Технологический аудит компании или научной организации (выявление технологий или потребностей в них и формулировка профилей ТЗ/ТП). | Кол-во клиентов, кол-во созданных профилей ТЗ/ТП (*1) |
Помощь в создании профиля ТЗ/ТП, размещение профилей в базе данных системы и дальнейшее сопровождение. | Кол-во клиентов, кол-во созданных профилей ТЗ/ТП |
Поиск партнеров, организация и проведение переговоров, помощь в заключении контракта. | Кол-во проведенных переговоров, кол-во и стоимость заключенных соглашений |
Помощь в подготовке технологии к продаже. | Кол-во клиентов, кол-во и стоимость соглашений о продаже. |
Помощь в разработке проектов по коммерциализации технологии, в том числе подготовка бизнес-планов. | Кол-во подготовленных проектов, кол-во и стоимость реализованных проектов. |
Сбор и распространение информации о технологиях, результатах НИР и ОКР (в том числе формирование баз данных). | Кол-во записей в БД, кол-во и охват рассылок, кол-во обращений к БД. |
Маркетинговые исследования технологического рынка. | Кол-во клиентов, стоимость услуг. |
Обучение методам использования современных инструментов ТТ. | Кол-во и длительность мероприятий по
обучению, кол-во обученных. |
Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства (обучение по вопросам ИС и методам ведения инновационного бизнеса); | Кол-во и длительность мероприятий по
обучению, кол-во обученных |
Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности (в области ТТ), в том числе консультирование, патентование и патентные исследования | Кол-во клиентов, объем оказанных услуг, кол-во патентов |
Юридическое оформление передачи технологии (лицензирование, составление договоров и др.) | Кол-во клиентов, объем услуг (лицензий, договоров). |
Помощь в поиске и получении финансовых ресурсов, в том числе из региональных, федеральных и международных программ. | Кол-во клиентов, объем полученных ресурсов, кол-во выигранных конкурсов, грантов. |
Финансирование (кредиты, займы) для проектов по коммерциализации технологий | Кол-во клиентов, объем выданных кредитов. |
Помощь в разработке инновационной стратегии (территории) |
Примечания:
(*1) Профиль ТЗ/ТП должен соответствовать стандартам сети RTTN
Согласно результатам анкетирования (Приложение 3), проведенного в мае 2006г. среди организаций, желающих участвовать в работе создаваемой системы (в опросе участвовали 9 организаций), каждую из услуг, перечисленных в таблице 1, готова оказывать как минимум одна организация (а чаще – больше). Однако, следует иметь в виду, что анкета не содержала четкого и подробного описания каждой услуги. Наоборот, анкетируемым предлагалось дать краткое описание услуг, которые они оказывают, но это сделали далеко не все. Поэтому должны быть разработаны и приняты единые стандарты:
1. Стандарты содержания и качества услуг для клиентов, соответствующие стандартам RTTN, с учетом региональной специфики.
2. Стандарты представления технологической информации, совместимые со стандартами RTTN и европейской сети инновационных релей-центров (IRC).
5. Роль региональной власти
Работа участников региональной системы ТТ будет способствовать решению следующих местных и региональных задач:
Роль регионального органа исполнительной власти представляется в следующем:
6. Финансовая модель предоставления услуг.
Поскольку работа региональной системы ТТ будет способствовать решению ряда местных и региональных задач (п.5), а также по причине неразвитости рынка услуг инфраструктуры ТТ в настоящее время, особое значение приобретает ее финансовая поддержка со стороны региона.
Основные принципы финансирования работы региональной системы ТТ:
Это сделает государственную поддержку инновационной инфраструктуры системной и комплексной, а также появится возможность оценить ее эффективность. Не должно осуществляться финансирование текущих затрат инновационных центров.
Регион может субсидировать прямые издержки, связанные с оказанием услуг, если данные услуги нерыночные. По рыночным услугам регион может частично субсидировать стоимость услуг, но не превышая прямых издержек. Прямые издержки должны иметь разумное обоснование.
Важным дополнительным источником финансовых ресурсов для инновационных центров в перспективе может стать оказание платных услуг компаниям и научным организациям. Однако в настоящее время клиенты, как правило, не готовы в полном объеме оплачивать услуги, что связано как с их недостаточной платежеспособностью, так и с недостаточной информированностью о пользе от получаемых услуг.
Для увеличения объема платных услуг важно:
7. Информационная (программная) платформа региональной системы ТТ
Программная платформа региональной системы ТТ является одним из наиболее важных инструментов работы участников системы и должна обеспечивать следующие функции:
Более подробно требования к программной платформе региональной системы ТТ сформулированы в приложении 4.
8. Взаимодействие с элементами инновационной инфраструктуры региона и России
Региональная система ТТ должна быть интегрирована в Российскую сеть трансфера технологий (RTTN), как на уровне рабочих контактов, так и на уровне методологии, стандартов и программной платформы. Это позволит оказывать клиентам содействие в поиске партнеров по технологической кооперации в других регионах России (в настоящее время - более 30 регионов РФ), а также в ряде стран СНГ (в настоящее время – Белоруссия, Казахстан, Молдавия) и в европейских странах (в настоящее время действуют международные сегменты RTTN с Францией и Великобританией, налаживается прямое взаимодействие с отдельными IRC Германии, Италии).
Будут использоваться и другие возможности для широкого распространения технологической информации и поиска партнеров за пределами региона.
Региональная система ТТ создается и развивается как часть инновационной инфраструктуры Калужской области, и сфера деятельности многих участников системы шире, чем собственно трансфер технологий и сопутствующие услуги. Поэтому важно развивать сотрудничество с другими организациями инновационной инфраструктуры региона, что будет способствовать повышению эффективности работы участников системы, в первую очередь путем обмена опытом и расширения клиентской базы.
9. Мониторинг и оценка работы участников региональной системы
Для оценки эффективности работы региональной системы ТТ должен быть организован регулярный мониторинг работы системы в целом и ее участников, включая разработку показателей и процедур мониторинга, и автоматизацию мониторинга на уровне программной платформы.
Общие показатели эффективности работы системы:
________________________________
1 Вопросы формирования национальных и региональных инновационных систем рассматриваются, например, в исследовании Дежиной И.Г. и Салтыкова Б.Г. «Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок» (М.: ИЭПП, 2004), а также в работах Иванова В.В. «Национальные инновационные системы: теория и практика формирования» (М.: «Абелия», 2004) и «Инновационное развитие локальных территорий» (М.: «Абелия», 2005).
2 Например, в работе В.В. Иванова «Инновационное развитие локальных территорий» (М. «Абелия», 2005) особо подчеркивается важность государственной (федеральной) поддержки территорий инновационного развития.
№ п/п |
Мероприятие |
Ориентировочный срок выполнения |
1. |
Развитие концепции и информационной платформы региональной системы трансфера технологий |
|
1.1. |
Корректировка концепции в соответствии с разрабатываемой стратегией инновационного развития Калужской области |
|
1.2. |
Обслуживание и модернизация программной платформы, оплата хостинга |
в течение года |
2. |
Мероприятия по развитию и продвижению региональной системы трансфера технологий |
|
2.1. |
Проведение ежегодной межрегиональной конференции “Развитие системы поддержки коммерциализации и трансфера технологий для малых инновационных предприятий” |
4 кв. |
2.2. |
Информирование о
возможностях системы малых инновационных
компаний и научно-образовательных организаций
региона: информация на сайтах, |
1-4 кв. |
3. |
Содействие малым инновационным предприятиям и научно-образовательным организациям в продвижении проектов, коммерциализации технологий и поиске партнеров, в том числе организация деловых миссий |
|
3.1. |
Подготовка профилей технологических запросов и предложений (ТЗ/ТП) инновационных проектов (10-20 проектов) с целью дальнейшего поиска российских и зарубежных партнеров через Российскую сеть трансфера технологий. |
в течение года |
3.2. |
Проведение маркетинговых исследований для оценки перспективности инновационных проектов на рынке (5-10 проектов) |
2-3 кв. |
3.3. |
Содействие в подготовке и
продвижении заявок для участия в федеральных
конкурсах, в том числе в конкурсе фонда
содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере (5-10 проектов). |
3-4 кв. |
3.4. |
Содействие в продвижении инновационных проектов, обеспечение поиска партнеров через Российскую сеть трансфера технологий в других регионах России и за рубежом, помощь в организации переговоров |
2-4 кв. |
3.5. |
Содействие в патентовании и подготовке лицензионных договоров, связанных с продвижением инновационных проектов (в том числе, если патентование необходимо для участия проекта в областных или федеральных конкурсах) |
3-4 кв. |
3.6. |
Издание каталогов:- инновационных проектов;- инновационной продукции, включая сбор необходимой информации |
3-4 кв. |
3.7. |
Компенсация инновационным предприятиям части затрат, связанных с представлением и продвижением инновационных проектов на выставках, венчурных форумах, брокерских встречах и т.д. |
1-4 кв. |
3.8. |
Поиск партнеров для малых
инновационных предприятий через системы ММЦ,
ТПП. |
2-4 кв. |
4. |
Поддержка малых инновационных предприятий - клиентов региональной системы трансфера технологий (консультационная и экспертная поддержка, выявление технологических разработок и потребностей, поиск партнеров) |
|
4.1. |
Технологический аудит инновационных компаний, включая подготовку профилей ТЗ/ТП и их размещение на сайте Калужской региональной системы ТТ |
2-4 кв. |
4.2. |
Консультации малых инновационных компаний по вопросам интеллектуальной собственности, патентного права, бизнес-планирования |
1-4 кв. |
5. |
Обучение участников процесса трансфера и коммерциализации технологий в регионе |
|
5.1. |
Обучение специалистов компаний по вопросам: - трансфера и коммерциализации технологий, - инновационного менеджмента, - маркетинга, - бизнес-планированию, - охране интеллектуальной собственности, патентному праву | 2-4 кв. |
5.2. |
Проведение межрегиональной научно-практической конференции по проблемам интеллектуальной собственности и инновационной деятельности |
4 кв. |
5.3. |
Обучение участников Калужской региональной системы ТТ и обмен опытом по лучшей практике. (2 семинара). Проведение координационных встреч участников системы (3-4 раза в год) |
2-4 кв. |
6. |
Развитие кадрового потенциала для деятельности по трансферу и коммерциализации технологий |
|
6.1. |
Разработка методических материалов и проведение курса лекций по трансферу и коммерциализации технологий для студентов 4-5 курсов технических вузов региона, 30-50 студентов. |
3-4 кв. |
6.2. |
Организация практических стажировок (2-4 месяца) для студентов, прошедших курс обучения по трансферу и коммерциализации технологий на инновационных предприятиях региона (включая организации инновационной инфраструктуры), 5-10 студентов |
|
6.3. |
Поддержка студенческих бизнес-инкубаторов при ИАТЭ и КФ МГТУ |
4 кв. |
7. |
Мониторинг реализации программы и изучение потребности малых инновационных предприятий в поддержке со стороны региона |
В течение года |
Министерство экономического развития Калужской области
Россия, 248600, г. Калуга, ул. Кутузова, 2/1, стр. 1
тел./факс +7 (4842) 57-01-06, E-mail: economy@adm.kaluga.ru