Инновационная инфраструктура

Концепция региональной системы трансфера
технологий Калужской области

1. Обоснование потребности в региональной системе трансфера технологий

Инновационная модель развития признана необходимым условием для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Калужской области и является одним из важнейших региональных приоритетов. В области уделяется большое внимание развитию инновационной деятельности (поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры, обучение, представительские мероприятия и др.). Принят закон «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области» (от 4 июля 2002 г. N 134-ОЗ), реализуется областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы», постоянно совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая вопросы научно-технической политики и инновационной деятельности. Тем не менее, переходу к инновационной модели развития препятствуют, в частности, следующие проблемы:

  • компании и предприятия региона недостаточно информированы о существовании новых технологий и возможностях доступа к ним с помощью элементов инновационной инфраструктуры;
  • слабо развиты механизмы стимулирования компаний и предприятий региона к развитию технологической кооперации и использованию инноваций;
  • научный потенциал региона слабо вовлечен в региональную экономику;
  • инновационная инфраструктура фрагментарна. Слабо развиты связи (обмен опытом, методологией, лучшей практикой) между организациями инновационной инфраструктуры региона;
  • недостаточно развит системный механизм финансовой поддержки услуг инновационной инфраструктуры для региональных компаний и научных организаций. Слабое использование лучшей практики (российской и европейской) поддержки и развития инновационной инфраструктуры.

Для решения этих проблем необходимо комплексное развитие региональной инфраструктуры поддержки инновационного развития, одним из элементов которой является инфраструктура трансфера технологий (ТТ). Содействие трансферу технологий здесь понимается в расширенном смысле, включая не только услуги, непосредственно связанные с трансфером и коммерциализацией технологий в узком понимании, но и сопутствующие услуги (обучение, защита интеллектуальной собственности, маркетинговые исследования и др.). Помимо решения основной задачи – содействия установлению технологического сотрудничества между организациями научно-образовательной сферы, компаниями и предприятиями, это позволит перейти к конкретным мероприятиям по реализации региональной политики инновационного развития, создать возможности для распространения опыта от районов с высоким инновационным потенциалом (Обнинск, Калуга) на остальную часть Калужской области, развивать кадровый потенциал инновационной инфраструктуры региона.

По сути, создание и развитие региональной системы ТТ должно стать одним из ключевых элементов в формировании региональной инновационной системы Калужской области и ее интеграции в национальную инновационную систему России1.

Создание региональной системы ТТ в Калужской области осуществляется в соответствии с программными мероприятиями ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы».

2. Краткое описание региональной системы трансфера технологий (включая основные цели-задачи, функции)

Цель создания региональной системы ТТ - формирование в Калужской области эффективного инструмента для комплексного и системного содействия трансферу технологий и инновационному развитию региона.

Целевые группы: НИИ, компании, предприятия, организации инновационной инфраструктуры (инновационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, ЦНТИ и др.), представители региональных и муниципальных органов исполнительной власти, решающие вопросы инновационного развития территорий.

Задачи региональной системы ТТ:

  • Содействие научным организациям, компаниям и предприятиям региона в поиске партнеров по технологической кооперации (в России, странах СНГ и в европейских странах), установлении контактов, проведении переговоров, заключении договоров.
  • Выявление технологических потребностей и технологических разработок в научных организациях, предприятиях и компаниях региона, помощь в формулировке технологических запросов и предложений (ТЗ/ТП). Формирование региональной базы данных по ТЗ/ТП, распространение и сопровождение ТЗ/ТП. Формирование базы данных по экспертам.
  • Помощь научным организациям, компаниям и предприятиям региона в подготовке технологических разработок к продаже, подготовке проектов коммерциализации. Проведение маркетинговых исследований технологического рынка.
  • Обучение и экспертная поддержка участников инновационного процесса (представителей научных организаций, компаний малого и среднего бизнеса, промышленных предприятий, инновационных центров, администраций) методам использования современных инструментов ТТ, а также по вопросам интеллектуальной собственности (ИС) и методам ведения инновационного бизнеса.
  • Развитие кадрового потенциала для инновационной деятельности. Привлечение студентов и аспирантов технических специальностей к работе в области ТТ. Обучение и организация стажировок.
  • Консультационная и экспертная поддержка пользователей региональной системы ТТ. Юридическая помощь по вопросам интеллектуальной собственности и оформлению передачи (продажи) технологий. Содействие в привлечении федеральной и региональной финансовой поддержки для проектов коммерциализации разработок.
  • Участие в формировании и реализации региональной политики в области коммерциализации и трансфера технологий.

Дополнительные требования:

1. Работа региональной системы ТТ должна базироваться на современной методологии и инструментах, апробированных в России и в европейской сети Инновационных релей-центров (IRC).

2. Участники системы должны иметь возможность участвовать в работе Российской сети трансфера технологий (RTTN) и ее международных сегментов.

3. Участники региональной системы трансфера технологий

Региональная система ТТ будет представлять собой совокупность организаций-участников (распределенный консорциум, по типу европейских IRC), а также апробированной методологии и инструментов работы. Участником системы может стать любая организация, работающая в области коммерциализации и трансфера технологий или смежных областях, имеющая персонал соответствующей квалификации и готовая участвовать в совместной работе по выполнению одной или нескольких задач, перечисленных в п.2, и оказывать услуги клиентам системы (п.4). Например, это может быть инновационный центр, технопарк, бизнес инкубатор, отдел коммерциализации при НИИ или вузе, консалтинговая организация и т.д. Для включения в работу организация должна выделить конкретных сотрудников, которые пройдут обучение по методологии и инструментам ТТ и работе в системе и процедуру сертификации. В дальнейшем эти специалисты, оставаясь сотрудниками организаций-участников, будут тратить часть своего рабочего времени на выполнение работ (оказания услуг) в рамках региональной системы ТТ.

Важно подчеркнуть, что региональная система ТТ не является юридическим лицом и не имеет иерархической структуры. Ее смысл состоит в совместной деятельности организаций-участников для достижения согласованных целей и решения определенных задач. Каждый из участников выполняет свой определенный тип и объем работ.

Ориентировочный список участников приводится в Приложении 2.

Одному из участников системы делегируются функции координатора. Под координацией здесь подразумевается организация обмена опытом и обучение участников системы по современной методологии и инструментам работы, сертификация новых участников, поддержание информационной (программной) платформы, организация взаимодействия с RTTN, разработка программных документов и планов мероприятий по деятельности системы, представление общих интересов участников системы в регионе и за его пределами. Координация осуществляется совместно с Управлением по науке и инновационной политике Министерства экономического развития Калужской области.

4. Клиенты региональной системы трансфера технологий и предоставляемые им услуги

Клиенты региональной системы ТТ – это:

  • НИИ, вузы, предприятия и компании, имеющие разработки для коммерциализации.
  • Предприятия и компании, имеющие потребность в новых технологических разработках.
  • Региональные и муниципальные органы власти, формирующие и реализующие стратегии и программы инновационного развития территорий.

Как уже отмечалось, здесь рассматриваются услуги как непосредственно связанные с трансфером и коммерциализацией технологий в узком понимании, так и сопутствующие услуги (такие как обучение, защита интеллектуальной собственности, маркетинговые исследования и др.). Это позволит вовлечь в систему больше участников, организовать обмен опытом, расширить клиентскую базу, а клиенты получают возможность, обратившись в систему, получить полный комплекс услуг. При этом системой обеспечивается определенный уровень качества услуг при разумной стоимости (частично субсидируемой регионом на определенных условиях), и клиент также экономит время и средства на поиски подходящих поставщиков по каждой отдельной услуге.

Таблица 1. Основные услуги в области ТТ, предоставляемые клиентам:

Название услуги
Показатели для оценки эффективности
Технологический аудит компании или научной организации (выявление технологий или потребностей в них и формулировка профилей ТЗ/ТП). Кол-во клиентов, кол-во созданных профилей ТЗ/ТП (*1)
Помощь в создании профиля ТЗ/ТП, размещение профилей в базе данных системы и дальнейшее сопровождение. Кол-во клиентов, кол-во созданных профилей ТЗ/ТП
Поиск партнеров, организация и проведение переговоров, помощь в заключении контракта. Кол-во проведенных переговоров, кол-во и стоимость заключенных соглашений
Помощь в подготовке технологии к продаже. Кол-во клиентов, кол-во и стоимость соглашений о продаже.
Помощь в разработке проектов по коммерциализации технологии, в том числе подготовка бизнес-планов. Кол-во подготовленных проектов, кол-во и стоимость реализованных проектов.
Сбор и распространение информации о технологиях, результатах НИР и ОКР (в том числе формирование баз данных). Кол-во записей в БД, кол-во и охват рассылок, кол-во обращений к БД.
Маркетинговые исследования технологического рынка. Кол-во клиентов, стоимость услуг.
Обучение методам использования современных инструментов ТТ. Кол-во и длительность мероприятий по обучению,

кол-во обученных.

Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства (обучение по вопросам ИС и методам ведения инновационного бизнеса); Кол-во и длительность мероприятий по обучению,

кол-во обученных

Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности (в области ТТ), в том числе консультирование, патентование и патентные исследования Кол-во клиентов, объем оказанных услуг, кол-во патентов
Юридическое оформление передачи технологии (лицензирование, составление договоров и др.) Кол-во клиентов, объем услуг (лицензий, договоров).
Помощь в поиске и получении финансовых ресурсов, в том числе из региональных, федеральных и международных программ. Кол-во клиентов, объем полученных ресурсов, кол-во выигранных конкурсов, грантов.
Финансирование (кредиты, займы) для проектов по коммерциализации технологий Кол-во клиентов, объем выданных кредитов.
Помощь в разработке инновационной стратегии (территории)  

Примечания:
(*1) Профиль ТЗ/ТП должен соответствовать стандартам сети RTTN

Согласно результатам анкетирования (Приложение 3), проведенного в мае 2006г. среди организаций, желающих участвовать в работе создаваемой системы (в опросе участвовали 9 организаций), каждую из услуг, перечисленных в таблице 1, готова оказывать как минимум одна организация (а чаще – больше). Однако, следует иметь в виду, что анкета не содержала четкого и подробного описания каждой услуги. Наоборот, анкетируемым предлагалось дать краткое описание услуг, которые они оказывают, но это сделали далеко не все. Поэтому должны быть разработаны и приняты единые стандарты:

1. Стандарты содержания и качества услуг для клиентов, соответствующие стандартам RTTN, с учетом региональной специфики.

2. Стандарты представления технологической информации, совместимые со стандартами RTTN и европейской сети инновационных релей-центров (IRC).

5. Роль региональной власти

Работа участников региональной системы ТТ будет способствовать решению следующих местных и региональных задач:

  • содействие развитию инновационной экономики в регионе путем трансфера технологий;
  • организации семинаров, выставок, конференций и других мероприятий по распространению информации, обучению и обмену опытом;
  • проведению исследований в области инновационной деятельности;
  • участию в разработке и реализации программ инновационного развития регионов в рамках региональной инновационной политики;
  • содействие технологическому сотрудничеству с другими регионами и международному сотрудничеству путем интеграции в общероссийские (межрегиональные, международные) сети трансфера технологий и/или прямого взаимодействия с отдельными организациями.

Роль регионального органа исполнительной власти представляется в следующем:

  • обеспечение системной и комплексной поддержки работы системы, в том числе финансовая поддержка мероприятий системы в Калужской области (включая частичное субсидирование оказания конкретного объема услуг для клиентов) в соответствии с региональной стратегией и программами;
  • участие в определении целей и задач, участие в мониторинге и оценке работы системы;
  • координация взаимодействия с другими элементами инновационной инфраструктуры;
  • поддержка технологического сотрудничества с другими регионами и международного сотрудничества, содействие получению поддержки на федеральном уровне2 .

6. Финансовая модель предоставления услуг.

Поскольку работа региональной системы ТТ будет способствовать решению ряда местных и региональных задач (п.5), а также по причине неразвитости рынка услуг инфраструктуры ТТ в настоящее время, особое значение приобретает ее финансовая поддержка со стороны региона.

Основные принципы финансирования работы региональной системы ТТ:

  • во-первых, финансирование целесообразно осуществлять в рамках утвержденной стратегии (программы) инновационного развития региона (территории);
  • во-вторых, целесообразно финансировать конкретные мероприятия или оказание конкретного объема услуг для клиентов (желательно при софинансировании из местных бюджетов или частичной оплате стоимости услуг клиентами);
  • в третьих, необходимо ориентироваться на уже существующие организации инновационной инфраструктуры, имеющие контакты и практический опыт работы с компаниями и научными организациями.

Это сделает государственную поддержку инновационной инфраструктуры системной и комплексной, а также появится возможность оценить ее эффективность. Не должно осуществляться финансирование текущих затрат инновационных центров.

Регион может субсидировать прямые издержки, связанные с оказанием услуг, если данные услуги нерыночные. По рыночным услугам регион может частично субсидировать стоимость услуг, но не превышая прямых издержек. Прямые издержки должны иметь разумное обоснование.

Важным дополнительным источником финансовых ресурсов для инновационных центров в перспективе может стать оказание платных услуг компаниям и научным организациям. Однако в настоящее время клиенты, как правило, не готовы в полном объеме оплачивать услуги, что связано как с их недостаточной платежеспособностью, так и с недостаточной информированностью о пользе от получаемых услуг.

Для увеличения объема платных услуг важно:

  • определить стандарты содержания и качества услуг (клиент должен четко видеть, что он получит за свои деньги, а поставщик услуг должен оценить издержки, чтобы выбрать оптимальное соотношение цена-качество);
  • систематически объяснять клиентам, какую пользу получат их компании;
  • адекватным образом определить цену на услуги (учитывая как собственные издержки, связанные с оказанием услуг, так и готовность клиента платить и наличие субсидирования).

7. Информационная (программная) платформа региональной системы ТТ

Программная платформа региональной системы ТТ является одним из наиболее важных инструментов работы участников системы и должна обеспечивать следующие функции:

  • информационные (базы данных профилей технологических предложений и запросов, интерфейс для дистанционного управления информацией, веб-сайт),
  • коммуникационные (инструменты для организации отслеживания выражений интереса и переписки с клиентами, форум участников системы),
  • справочно-обучающие (библиотека методических материалов, программных и нормативных документов, образцов договоров и т.д.),
  • мониторинг работы системы (статистические отчеты по показателям работы).

Более подробно требования к программной платформе региональной системы ТТ сформулированы в приложении 4.

8. Взаимодействие с элементами инновационной инфраструктуры региона и России

Региональная система ТТ должна быть интегрирована в Российскую сеть трансфера технологий (RTTN), как на уровне рабочих контактов, так и на уровне методологии, стандартов и программной платформы. Это позволит оказывать клиентам содействие в поиске партнеров по технологической кооперации в других регионах России (в настоящее время - более 30 регионов РФ), а также в ряде стран СНГ (в настоящее время – Белоруссия, Казахстан, Молдавия) и в европейских странах (в настоящее время действуют международные сегменты RTTN с Францией и Великобританией, налаживается прямое взаимодействие с отдельными IRC Германии, Италии).

Будут использоваться и другие возможности для широкого распространения технологической информации и поиска партнеров за пределами региона.

Региональная система ТТ создается и развивается как часть инновационной инфраструктуры Калужской области, и сфера деятельности многих участников системы шире, чем собственно трансфер технологий и сопутствующие услуги. Поэтому важно развивать сотрудничество с другими организациями инновационной инфраструктуры региона, что будет способствовать повышению эффективности работы участников системы, в первую очередь путем обмена опытом и расширения клиентской базы.

9. Мониторинг и оценка работы участников региональной системы

Для оценки эффективности работы региональной системы ТТ должен быть организован регулярный мониторинг работы системы в целом и ее участников, включая разработку показателей и процедур мониторинга, и автоматизацию мониторинга на уровне программной платформы.

Общие показатели эффективности работы системы:

  • количество клиентов, которым оказаны услуги (за период),
  • количество проведенных технологических аудитов (за период),
  • количество подготовленных новых профилей ТЗ/ТП (за период),
  • количество активных профилей ТЗ/ТП на заданную дату,
  • количество выражений интереса к профилям (за период),
  • количества договоров о технологическом сотрудничестве («истории успеха»), заключенных при содействии участников системы.

________________________________

1 Вопросы формирования национальных и региональных инновационных систем рассматриваются, например, в исследовании Дежиной И.Г. и Салтыкова Б.Г. «Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок» (М.: ИЭПП, 2004), а также в работах Иванова В.В. «Национальные инновационные системы: теория и практика формирования» (М.: «Абелия», 2004) и «Инновационное развитие локальных территорий» (М.: «Абелия», 2005).

2 Например, в работе В.В. Иванова «Инновационное развитие локальных территорий» (М. «Абелия», 2005) особо подчеркивается важность государственной (федеральной) поддержки территорий инновационного развития.


Перечень мероприятий, проводимых в 2008 году, по созданию региональной системы поддержки малых инновационных предприятий в области трансфера и коммерциализации технологий в Калужской области

№ п/п

Мероприятие

Ориентировочный срок выполнения

1.

Развитие концепции и информационной платформы региональной системы трансфера технологий

 

1.1.

Корректировка концепции в соответствии с разрабатываемой стратегией инновационного развития Калужской области

 

1.2.

Обслуживание и модернизация программной платформы, оплата хостинга

в течение года

2.

Мероприятия по развитию и продвижению региональной системы трансфера технологий

 

2.1.

Проведение ежегодной межрегиональной конференции “Развитие системы поддержки коммерциализации и трансфера технологий для малых инновационных предприятий”

4 кв.

2.2.

Информирование о возможностях системы малых инновационных компаний и научно-образовательных организаций региона: информация на сайтах,
адресные рассылки,
газета “ТПП – информ”,
информационный бюллетень Калужской региональной системы ТТ,
проведение информационного семинара (круглого стола) для малых инновационных компаний

1-4 кв.

3.

Содействие малым инновационным предприятиям и научно-образовательным организациям в продвижении проектов, коммерциализации технологий и поиске партнеров, в том числе организация деловых миссий

 

3.1.

Подготовка профилей технологических запросов и предложений (ТЗ/ТП) инновационных проектов (10-20 проектов) с целью дальнейшего поиска российских и зарубежных партнеров через Российскую сеть трансфера технологий.

в течение года

3.2.

Проведение маркетинговых исследований для оценки перспективности инновационных проектов на рынке (5-10 проектов)

2-3 кв.

3.3.

Содействие в подготовке и продвижении заявок для участия в федеральных конкурсах, в том числе в конкурсе фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (5-10 проектов).
(Включая содействие в подготовке бизнес-планов для реализации инновационных проектов, если необходимо)

3-4 кв.

3.4.

Содействие в продвижении инновационных проектов, обеспечение поиска партнеров через Российскую сеть трансфера технологий в других регионах России и за рубежом, помощь в организации переговоров

2-4 кв.

3.5.

Содействие в патентовании и подготовке лицензионных договоров, связанных с продвижением инновационных проектов (в том числе, если патентование необходимо для участия проекта в областных или федеральных конкурсах)

3-4 кв.

3.6.

Издание каталогов:- инновационных проектов;- инновационной продукции, включая сбор необходимой информации

3-4 кв.

3.7.

Компенсация инновационным предприятиям части затрат, связанных с представлением и продвижением инновационных проектов на выставках, венчурных форумах, брокерских встречах и т.д.

1-4 кв.

3.8.

Поиск партнеров для малых инновационных предприятий через системы ММЦ, ТПП.

2-4 кв.

4.

Поддержка малых инновационных предприятий - клиентов региональной системы трансфера технологий (консультационная и экспертная поддержка, выявление технологических разработок и потребностей, поиск партнеров)

 

4.1.

Технологический аудит инновационных компаний, включая подготовку профилей ТЗ/ТП и их размещение на сайте Калужской региональной системы ТТ

2-4 кв.

4.2.

Консультации малых инновационных компаний по вопросам интеллектуальной собственности, патентного права, бизнес-планирования

1-4 кв.

5.

Обучение участников процесса трансфера и коммерциализации технологий в регионе

 

5.1.

Обучение специалистов компаний по вопросам: - трансфера и коммерциализации технологий, - инновационного менеджмента, - маркетинга, - бизнес-планированию, - охране интеллектуальной собственности, патентному праву

2-4 кв.

5.2.

Проведение межрегиональной научно-практической конференции по проблемам интеллектуальной собственности и инновационной деятельности

4 кв.

5.3.

Обучение участников Калужской региональной системы ТТ и обмен опытом по лучшей практике. (2 семинара). Проведение координационных встреч участников системы (3-4 раза в год)

2-4 кв.

6.

Развитие кадрового потенциала для деятельности по трансферу и коммерциализации технологий

 

6.1.

Разработка методических материалов и проведение курса лекций по трансферу и коммерциализации технологий для студентов 4-5 курсов технических вузов региона, 30-50 студентов.

3-4 кв.

6.2.

Организация практических стажировок (2-4 месяца) для студентов, прошедших курс обучения по трансферу и коммерциализации технологий на инновационных предприятиях региона (включая организации инновационной инфраструктуры), 5-10 студентов

 

6.3.

Поддержка студенческих бизнес-инкубаторов при ИАТЭ и КФ МГТУ

 4 кв.

7.

Мониторинг реализации программы и изучение потребности малых инновационных предприятий в поддержке со стороны региона

 В течение года