Приложение №5

Инновационная инфраструктура

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

I. КОНЦЕПЦИЯ, ОБЗОР

  • ПРОЕКТ:
    название, автор, срок проекта;
    суть проекта;
    цели проекта;
    задачи проекта;
    показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эффект);
    аннотация (краткое описание проекта).
  • КОМАНДА:
    характеристика и опыт работы инициаторов проекта;
    характеристика и опыт работы членов команды в реализации проекта.
  • РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ПРОЕКТА:
    гарантия возврата инвестиций;
    критические для успеха элементы;
    ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования.

II. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ
В данном разделе бизнес-плана приводится информация по базовому для реализации инвестиционного проекта юридическому лицу.

  • ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ (ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ).
  • АКТИВЫ КОМПАНИИ.
  • АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ.

III. ПРОДУКТ, ПРОДУКЦИЯ, УСЛУГИ, ИЗДЕЛИЕ

  • ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТА:
    функциональное назначение, примеры использования;
    соответствие принятым стандартам;
    технологичность, универсальность;
    стадия разработки;
    требования к контролю качества;
    требования к подготовке пользователей;
    требования к гарантийному или послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей;
    условия хранения, транспортировки;
    возможности дальнейшего развития продукта;
    фото.
  • ТЕХНОЛОГИИ (СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА).
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, СЕРТИФИКАЦИЯ, ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ ЗАЩИТА.
  • СТОИМОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА.
  • ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ.
  • АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ КОНКУРЕНТОВ.
  • КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОДУКТА.

IV. АНАЛИЗ РЫНКА, МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ

  • АНАЛИЗ ОТРАСЛИ, СЕГМЕНТА И РЫНКА:
    отрасль – текущее состояние, прогноз развития, сегмент продукта;
    производители – конкуренты в стране и за рубежом, их основные характеристики – объемы производства, цены, доли, качество продукции, запас прочности, уровень технологии, финансовое положение, сильные и слабые стороны, возможная реакция на выход нового продукта, прогнозы;
    рынки и инфраструктура – структура рынка, основные игроки, объемы, цены, условия экспорта, история развития рынка, тенденции, прогнозы, сегментирование;
    потребители (покупатели) – фирмы, их расположение, требования к качеству, условиям поставки, мнение о продукции, прогнозы, сегментирование;
    специфические особенности рынка – лицензирование и сертификация, трудности доступа и др.
  • ПЛАН МАРКЕТИНГА (СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА; МЕСТО, ЦЕЛИ И ДОЛЯ НА РЫНКЕ):
    конкурентные преимущества и недостатки предприятия и продукта на рынке, SWOT-анализ;
    имидж, миссия и общественное мнение о компании;
    целевой сегмент, рынок сбыта, емкость, доля рынка;
    продажи по разным предназначениям продукта, сегментация потребителей, ценовая стратегия;
    методы поиска партнеров;
    рекламная компания;
    связи с общественностью.
  • ПЛАН ПРОДАЖ (СБЫТА):
    методы ценообразования и установления гарантийного срока;
    ценовая политика (цены, скидки, компании);
    формы организации сбыта, распределение;
    логистика;
    схемы реализации, условия оплаты.
  • ДИАГНОСТИКА И НАСТРОЙКА ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО МАРКЕТИНГУ И СБЫТУ.

V. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

  • СНАБЖЕНИЕ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ):
    сырье, материалы, комплектующие, производственные услуги;
    источники сырья – цены, условия поставки, тенденции, контакты;
    энергия – потребности, источники, доступность;
    участки земли, здания, сооружения, коммуникации;
    оборудование – модели, производительность, потребности в работниках, энергии, сырье, пространстве, микроклимате, стыковка со смежным оборудованием;
    поставщики оборудования.
  • ТЕХНОЛОГИЯ:
    описание технологий, лицензий;
    описание технологического цикла, производительности;
    опыт внедрения.
  • ПРОИЗВОДСТВО:
    оборудование, технические характеристики, права собственности, поставщики;
    транспортировка, монтаж, наладка оборудования, обучение персонала;
    размещение оборудования, подготовленность территории, схемы технологических циклов (описание бизнес–процессов), максимальные и расчетные мощности;
    требуемая рабочая сила;
    режим работы;
    график производства;
    расчет затрат и себестоимости продукции;
    контроль качества.
  • ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ:
    ремонт, нормативное обслуживание;
    обеспечение условий функционирования оборудования – энергия, микроклимат, сохранность.
  • ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.

VI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

  • СТРУКТУРЫ:
    организационно-правовая форма реализации проекта;
    полномочия и функции участников проекта;
    организационная структура;
    функциональная структура;
    бизнес-процессы;
    распределение бизнес-процессов по юридическим лицам.
  • ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ:
    персонал, штатное расписание;
    анализ рынка труда;
    набор кадров и обучение, квалификационные требования;
    стимулирование и мотивация.
  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
    информационная структура;
    система регулярного управления проектом.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ:
    организация обеспечения – перевозки, страхование, аудит, обучение, повышение квалификации работников, консультации, социальные объекты.

VII. ОКРУЖЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ (ФАКТОРЫ И РИСКИ):
    экономическая;
    политическая;
    социальная;
    законодательная;
    экологическая.
  • РЕГИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ (ФАКТОРЫ И РИСКИ):
    экономическая;
    политическая;
    социальная;
    законодательная;
    экологическая.
  • МЕСТНАЯ СИТУАЦИЯ (ФАКТОРЫ И РИСКИ):
    местная власть и законы, местные налоги;
    инфраструктура.

VIII. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ (БЮДЖЕТЫ):
    налоги и таможенные пошлины, налоговый анализ и политика;
    дотации со стороны государства;
    закупки;
    продажи;
    прямые издержки;
    зарплата.
  • ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ (БЮДЖЕТЫ):
    поступления и платежи;
    прибыли и убытки (финансовые результаты, доходы и затраты);
    балансы.
  • ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ:
    расчет финансовых показателей и коэффициентов;
    расчет оптимального масштаба производства (объема для наибольшей прибыли);
    анализ экономической эффективности инвестиций;
    анализ сценариев;
    анализ чувствительности;
    анализ безубыточности, операционный анализ;
    прочие необходимые методы анализа.

IX. ПЛАН ИНВЕСТИЦИЙ

  • ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СО СТОРОНЫ ИНИЦИАТОРОВ, ИХ ОЦЕНКА, НА ЧТО ПОТРАЧЕНЫ.
  • ПОТРЕБНОСТИ В ИНВЕСТИЦИЯХ (ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ФОРМЫ, СРОКИ, СУММЫ, НА ЧТО НАПРАВЛЯЮТСЯ).
  • ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, СХЕМА УЧАСТИЯ ИНВЕСТОРА.
  • ПРОГНОЗ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ.
  • ПРЕДЛАГАЕМАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

X. РИСКИ ПРОЕКТА И ИХ МИНИМИЗАЦИЯ

  • ОЦЕНКА РИСКОВ ПРОЕКТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ СТРАХОВАНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ:
    макроэкономические риски;
    отраслевые риски;
    транспортные риски;
    риски по рынку;
    риски по продукту;
    юридические риски;
    налоговые риски.
  • АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ.

XI. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Общий итоговый план реализации проекта (график осуществляемых работ по проекту) можно представить в нескольких формах:

  • КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ (ТАБЛИЦА).
  • ДИАГРАММА GANTT.
  • ГРАФИК ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ.
  • СЕТЕВОЙ ГРАФИК.

XII. ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  • КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЕКТА.
  • СХЕМА УЧАСТНИКОВ.
  • ГРАФИК ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ.
  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
  • ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА.
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
  • СХЕМА ПОТОКОВ ПРОЕКТА.
  • АКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЦЕНЩИКОВ.
  • НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
  • АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.