НОВОСТИ

газета "Весть" от 01.07.2008 № 226

Подножка молодым и перспективным

- Так можно оценить новый порядок предоставления субсидий, введенный в Российской Федерации. Что у нас происходит, почему от нововведения могут пострадать планы инновационного развития не только области, но и всей страны? Об этом разговор с Игорем ПИНЧУКОМ, главным специалистом отдела по инновациям министерства экономического развития Калужской области 

- Игорь Владимирович, во-первых, разъясните, как предоставлялись субсидии до сих пор?

- Прежде субсидии предоставлялись, в том числе на выделение грантов и на оказание материальной поддержки, в случаях, предусмотренных федеральными, областными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления. После получения на конкурсной основе субсидий получатели отчитывались за целевое использование бюджетных средств.

- А теперь?

- С 1 января 2008 года Федеральным законом №63-ФЗ от 26.04.2007 внесены изменения в статью 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. По новой редакции субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

- Значит, пока не потратишься, о субсидиях и не мечтай?

- Да, потенциальным получателям сначала необходимо полностью выполнить проект за счет собственных средств, и только потом представить на конкурс фактически понесенные затраты на их частичное возмещение. Например, если условиями конкурса установлено возмещение в размере 50 процентов понесенных затрат, то получателю необходимо затратить 100 процентов собственных средств, представить законченный проект на конкурс, и лишь затем получить 50 процентов на возмещение своих средств в форме субсидий.  Причем речь идет именно о понесенных затратах, то есть, например, договора с рассрочкой платежа не могут быть приняты к рассмотрению.

- Но ведь конкурс выиграют не все. Получается, что небогатые фирмы оказываются в худшем положении, нежели крупные, способные раскошелиться на рискованные исследования и разработки.

- В том-то и дело, что не все организации, а особенно начинающие компании, имеют достаточно собственных средств на выполнение перспективных проектов. И нет уверенности, что понесенные затраты будут возмещены - конкурс есть конкурс.

Кроме того, в статье 78 законодатель ввел запрет на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям. Следовательно, исключена возможность выполнения каких-либо проектов непосредственно с государственными (муниципальными) учреждениями на условиях софинансирования.

- Существует ли какой-то другой выход из этого положения?

- Конечно, есть еще федеральный закон № 94-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ оказанием услуг для государственных (муниципальных) нужд. Однако на его основании финансировать некоторые программные мероприятия не всегда возможно.

Например, рассмотрим проект создания и развития бизнес-инкубатора (технопарка). Создание таких объектов инновационной инфраструктуры как минимум предполагает проведение ремонтных работ в здании (помещениях), приобретение оборудования, офисной мебели и т.д. После проведения конкурсов госзаказа и выполнения подрядными организациями необходимых работ (услуг) основные средства должны будут зачислены на баланс главного распорядителя средств или гензаказчика, а затем переданы в управление бизнес-инкубатору для его дальнейшей деятельности. Такой вариант не всегда устраивает обе стороны. Более того, если здание находится в муниципальной собственности, а гензаказчиком выступает субъект РФ, то  выполнение ремонтных  работ вообще может быть под запретом, так как это изменяет (увеличивает) инвентаризационную оценку здания и может рассматриваться как трасферт ассигнований из одного бюджета в другой, что противоречит бюджетному законодательству. 

Выполнение инновационных проектов в рамках №94-ФЗ также затруднено, хотя бы по той причине, что каждый из них должен иметь отдельную строчку расхода бюджета соответствующего финансового года.

Говоря о субъектах инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства, приходим к выводу, что получение государственной поддержки в форме субсидий с 2008 года для них стало не всегда возможным. Многие перспективные проекты могут остаться не реализованными.

- Вместо стимулирования инновационной деятельности получается наоборот… Такая грустная перспектива проявилась только в нашем регионе или по всей стране?

- Считаю, что это коснется всех субъектов РФ, которым уже пришлось приводить собственное региональное законодательство в соответствие с федеральным. Да и более того, введение новой редакции ст. 78 БК РФ, во всяком случае, уж точно не увеличит активность субъектов РФ в участии в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России на оказание государственной поддержки субъектам РФ в мероприятиях по развитию малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено тем, что средства федерального бюджета поступают в бюджеты субъектов РФ также в форме субсидий.

Таким образом, эффективность субсидирования как инструмента оказания государственной поддержки развития инноваций, малого и среднего бизнеса затронет не только Калужскую область, но и другие субъекты Российской Федерации. Соответственно это скажется на росте количества новых компаний и создании новых рабочих мест в инновационном секторе экономики.
Эту проблему уже обсуждали в Минэкономразвития России на расширенном заседании российских регионов в марте текущего года. Были направлены соответствующие предложения о внесении изменений в редакцию 78-й статьи. В Минэкономразвития России обещали помочь – дело очень серьезное и касается нашего будущего.

Беседовала
Тамара КУЛАКОВА